Кадровые агентства Москвы: «Виват Персонал»

Мы создаем команды победителей

english versionконтактыкарта сайта
 
 
 
 
Новости

Приемы защиты при пристрастной беседе с милиционерами. Проверка в компании

ЧТО ПОМОГАЕТ

Приемы защиты при пристрастной беседе с милиционером

Угроза

Вооруженный основами юридической психологии милиционер знает, что, защищаясь от агрессии, «клиент» скорее выдаст то, что хочет утаить. Именно поэтому милиционер зачастую с самого начала «беседы» начинает запугивать, срываясь на крик и прямые угрозы. Мало кто выдерживает такое агрессивное психологическое наступление милиционера.

Тактика защиты

Есть радикальный, но действенный метод защиты: при первом крике и угрозах сразу же прекратить общение. Это хотя бы на некоторое время обескуражит контролера.

Но, как известно, лучшая защита — нападение. Главное — не бояться. И если с самого начала закидать милиционера вопросами относительно правомерности обвинений в сторону компании и наличия доказательств, можно оградить себя от роли допрашиваемого преступника. Милиционер поймет, что сотрудника не так легко запугать, и разговор скорее всего пойдет в более конструктивном русле. Также можно воспользоваться методом психологической блокировки. Он заключается в контроле направленного на психику воздействия, выставления преград на пути идущего от милиционера напора. Периодическое повторение выражений так называемых семантических барьеров («Я не понимаю, о чем вы говорите», «Не забывайте, пожалуйста, что у меня есть не терпящие отлагательства рабочие задачи») может сбить даже опытного милиционера.

Если ничего нельзя противопоставить доводам контролера, «клиенту» лучше сделать вид, что ему не до «беседы» и он пока вообще не понимает, что от него хотят: «Я устал», «Я болен», «Да, разговор важный, но в силу личных проблем сегодня я не могу сосредоточиться». Главное — выгадать время. Несмотря на напускную рассеянность, надо постараться держаться уверенно. Это подсознательно наталкивает манипулятора на мысли о том, что представляемая сотрудником компания невиновна.

Блеф и провокация

Один из самых частых и излюбленных приемов милиционеров при «беседах» — убедить «клиента», что все необходимые доказательства у следствия уже в руках, а запирательство ни к чему хорошему не приведет. И получить если уж не «чистосердечное признание», то высказанную вслух версию следствия, что впоследствии будет являться доказательством в суде. В итоге даже ничего не знающий о сути дела сотрудник даст необходимые показания против работодателя. А владелец бизнеса оговорит себя.

Для этого милиционеры пустят в ход большое количество закрытых вопросов, невольно заставляющих собеседника подтверждающе кивать. Вот типичная цепь провокационных вопросов: «Вы являетесь сотрудником этой компании?». Ответ по понятным причинам последует положительный. «Значит, вы являетесь одним из фигурантов расследования, которое мы сейчас проводим в отношении вашей компании. Компания является налогоплательщиком?». Соответственно, и на этот вопрос допрашиваемый покорно кивнет головой. «Мы не имеем права беседовать с вами, если у нас нет хотя бы каких-то минимальных доказательств того, что компания утаивает налоги. Мы же проводим с вами беседу?». После очередного «да» дальнейшая манипуляция пойдет значительно легче.

Тактика защиты

Здесь надо быть готовым отвергнуть само описание ситуации, созданное милиционерами, и дать свою оценку обсуждаемым проблемам. Для этого задавать как можно больше уточняющих вопросов следователю. Например, на фразу «Мы выяснили, что ваша компания уклонилась от налогов на такую-то сумму» лучше всего задавать массу уточняющих вопросов и из допрашиваемого превратиться в того, кто сам заинтересован в получении информации. Также лучше избегать спровоцированных манипулятором необдуманных действий. Если милиционер настаивает, чтобы сотрудники действовали «немедленно» (принесли документы, что-то подписали, привели кого-либо еще) — никогда не стоит соглашаться с этим сразу. Всегда можно потребовать, чтобы контролер дал время на обдумывание ситуации и совершение действий.

Смятение

Бывают ситуации, когда нагрянувшая милиция уже имеет веские доказательства нарушения компанией законодательства: это могут быть полученные у различных ведомств документы, задокументированные опросы других сотрудников и т. п. В таких ситуациях смятение допрашиваемого наиболее велико, а значит, от него проще получить нужные показания.

Тактика защиты

В таких случаях опытные адвокаты рекомендуют пустить в ход нестандартное поведение, или, выражаясь на жаргоне, «включить дурака». Отвлекая внимание контролера неожиданными действиями, можно контролировать и искажать информацию. Такой прием может быть очень эффективен. Пусть следователь думает, что допрашиваемый немного не в себе. Тогда следователь сам не рискнет воспользоваться сведениями, полученными от не совсем психически нормального человека.

Дезорганизация

Если получить нужные сведения обычным давлением или навязыванием своего мнения не удается, милиционер скорее всего начнет запутывать допрашиваемого пространными рассуждениями. Начиная беседу издалека, оперируя имеющейся о допрашиваемом информацией, милиционер таким образом может намеренно утомлять его большим объемом информации. В психологии такой следственный прием называется «инерцией». Сотрудник, устав от бесконечной тирады о том, как много контролер знает и как безответственно скрывать информацию от правоохранительных органов, и сам не заметит, как ответит на заданный внезапно «нужный» вопрос.

Тактика защиты

Для того чтобы не терять нить «беседы» и не отвлекаться от ее основной темы, надо сконцентрировать свое внимание в определенной точке. Для этого хорошо подойдут лист бумаги, какой-либо документ, лежащие на столе, или кусок стены позади головы милиционера. В глаза сотруднику органов лучше не смотреть. Когда на человека направлены большие потоки информации, «строгий» взгляд манипулятора еще больше дезорганизует. А семантический барьер «милиционер говорит много, чтобы усыпить мою бдительность» поможет не расслабляться.

Дискомфорт

Такое воздействие очень часто практикуется при милицейских проверках: «беседа» намеренно переносится в душное, непроветриваемое помещение. Контролеры, используя этот прием, надеются на то, что такие дискомфортные условия расшатают психику «собеседника» до состояния, когда на грамотную и продуманную защиту у него не останется сил.

Тактика защиты

Допрашиваемому надо попытаться перевернуть эту ситуацию себе на пользу. Можно, зайдя в душную переговорную, молчать до того, как будет задан вопрос, и постоянно делать большие паузы в речи. Это покажет контролеру: такие условия ограничивают адекватное участие сотрудника компании в «беседе».

Полезно делать перед каждым ответом паузы. Помимо дополнительного времени на обдумывание ответа, они покажут, что в таких условиях допрашиваемый, перебарывая себя, делает милиционеру одолжение. Подобное поведение снизит темп беседы, а следовательно, напор контролера и накаленность беседы. Отвечать на вопросы лучше односложно: «да» или «нет». Не стоит пускаться в длинные объяснения: можно запросто наговорить лишнего.

Войтова Олеся , эксперт международного кадрового агентства «Виват персонал» специально для журнала "Проверка в компании"

О компании

Новости
Наши клиенты
А вы знаете что...
Особое значение для успеха предприятия имеет решительность. Компания, располагающая меньшими средствами и меньшей долей рынка, нередко способна победить более мощного конкурента, если ее сотрудники действительно верят в свои возможности. Позиция работников часто является главным фактором успеха.
Телефон: +7(499) 579-30-40                                 Оставить заявку на подбор персонала
© 2003-2012 Виват Персонал